Автор этого рассказа – астраханка Любовь Фолионова, потомок служащих эвакогоспиталя №2114. Эту историю она слышала в детстве от бабы Шуры – Александры Бочаровой, боевой подруги своей матери, операционной сестры эвакогоспиталя. А потом нашла подтверждение ее рассказам в СМИ.
Украина. Перемышль. Рассказ бабы Шуры
Была во время войны такая история. О ней писали во всех газетах СССР и Европы. Но мы газеты не видели, всё в пути, да в дороге. Как обычно едем за ранеными, лечим, выхаживаем денно и нощно. Не спим, не едим, трудимся до обмороков.
Нам никто об этой страшной драме в подробностях не говорил ни до, ни после войны.
Прибыли мы в Перемышль, нам сказали: располагаемся стационарно. Здесь недавно бандеровцы вырезали весь советский госпиталь. Он был неохраняемый. В живых никого не оставили. Раненых добивали, животы вспарывали. Врачей угнали с собой, а медичек насиловали и забивали. (Не убивали, а именно забивали. Как скот…)
Нашей обязанностью было привести помещение в порядок, подготовиться к приему очередной партии раненых, которых привозить будут по железной дороге. Готовьтесь, сказали нам.
Мы спросили: а кто нас будет охранять?
Некому вас охранять, все солдаты в боях.
Выдали на каждую сестричку по винтовке и по патрону. Обороняться самим. И оставив госпиталь, все уехали на полуторке.
Никакой дополнительной информации не было. Мы решили обойти территорию, осмотреться. Трупов мы не видели, их до нашего приезда убрали. Действительно, место было, как после боя.
Мрачное. Кровь во всех помещениях, остатки кишок, мозгов по всем стенам, на потолках. Все залито кровью. Дышать невозможно, запах бойни, страшный…Но делать нечего… Все бросились мыть, скоблить, смывать… кровушку, готовить операционную, бинты, инструменты, ведь через 2 часа к нам уже привезли раненых. Как всегда, привычно оказываем медицинскую помощь.
А тут за углом, в кустах, кто-то шебуршит. То ребятишки тихохонько привлекают внимание. Рукой машут. Зовут в кусты, за угол. Мальчик и девочка. Спрашиваем, чего надо? А они шёпотом на ухо-то и говорят: «Мамка велела передать, уходите быстрее! Через 3-4 часа здесь будут те самые бандеровцы, что госпиталь вырезали, они и вас на куски порежут. Уходите, уходите скорее!». Сами в кусты да садом убежали. Как такому не верить? После того, что здесь мы увидели…
Доложили руководству. Раненые стонут, они услышали разговоры, пытались встать на защиту госпиталя. Один офицер и говорит. «Нет, девчата, нам с ними не справиться. Это озверевшие пьяные нелюди. Ищите подмогу. Слышите? Рядом звук поезда. Туда вам надо!» И потерял сознание…
Кому сообщить, где кого искать? Телефонной линии нет. Транспорта нет. Рядом только железнодорожные пути, и гудки слышны от приближающегося поезда. Чего делать-то? Мы с девчатами и решили бежать туда.
Доложили руководству и бегом, искать железнодорожные пути. Сами в белых халатах с простынями в руках бегом бросились навстречу приближающемуся эшелону. Машем простынями, привлекаем внимание машиниста паровоза. Кричи-и-и-им. Мы увидели, что это советский военный эшелон, с танками, пушками на платформах.
Так и остановили целый военный эшелон.
Спрыгнули военные, и давай нас ругать. Пистолетами грозят, орут: «Под трибунал захотели? Уйдите с путей. Вы что, слепые, эшелон с оружием на фронт едет! А вы? Под колёса бросаетесь? Военное железнодорожное движение остановили. Из расписания выходим».
А мы плачем, о помощи просим. Рассказали, вот так и так. Братцы, помогите. Раненых полный госпиталь, нас сегодня в вечер или ночью всех порежут, убьют, как тех… Защиты и охраны нет и не будет. На 10 сестричек по винтовке, по одному патрону. Помощи ждать больше неоткуда.
Военные выслушали нас, быстро до руководства дошли, переговорили. После этого нам сказали: выполняйте свой медицинский долг спокойно. Никто вас не тронет.
А те ребятишки сидели в кустах, за происходящим смотрели, оказалось, что с ними был очень старый дед. Он вышел и подробнее все рассказал, на каком хуторе сейчас отсыпаются те бандиты. Они уже несколько лет всю округу в страхе держат. Творят бесчинства, людей крадут, ни за что убивают, просто для страха местного населения. А тот хутор всего в 2-3 километрах отсюда.
Больше мы об этом ничего не слышали и не знали. Продолжали работать, лечили и выхаживали бойцов. Вскоре пришел приказ сменить дислокацию, и мы уехали дальше за фронтовыми боями, за следующими ранеными…
Инет 2018
История для меня была не закончена. Я решила в Интернете забить фразу в поисковую строку. Посмотреть, может, что найду?
Пишу: ВОВ вырезали советский госпиталь.
И… О боже!.. Действительно про эту историю нашла продолжение. Те советские танкисты выполнили свое обещание. Герой интервью, Геннадий Михайлович Феоктистов рассказал, как они расправились с бандеровцами, которые до этого вырезали госпиталь под Перемышлем.
Так я выяснила, чем закончилась эта страшная история. Только рассказать бабушке Шуре не смогла. К тому времени её уже не было с нами. Жаль, что она так и не узнала о возмездии.
Об эвакогоспитале
Во время боев на подступах к Сталинграду в Астраханском округе Сталинградского края было развернуто более 80 госпиталей. Один из них — госпиталь №2114, который располагался сначала в здании бывшей 2-й клинической больницы по ул. Степной, затем речного техникума по Набережной 1 Мая, Кировского райсовета на перекрестке ул. Кирова/ Шаумяна. А 11 августа 1941 он стал эвакогоспиталем и отправился по железной дороге на Сталинградский фронт вслед за 28 армией. Прошел от Астрахани через Сталинградскую, Ростовскую, Ворошиловградскую, Запорожскую области, Крым, Польшу, дошел до Берлина и закончил свой боевой путь в 1946 году.
Любовь Фолионова
На фото: мама и бабушка автора, служащие ЭГ-2114; Александра Бочарова
Читайте также: В большой семье. Польский крест для русского доктора из Астрахани
Свежие комментарии