На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пункт-А

47 подписчиков

Свежие комментарии

Военное детство Кузнецовой Лидии Павловны

Автор – Виктория Комова, студента Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева

Моя прабабушка, Кузнецова Лидия Павловна, родилась в 1937 году в Саратовской области в посёлке Питерка. Её родители дважды пытались
переехать в город Астрахань по причине того, что в 1930-е годы в Питерке был жуткий голод.

«Тощие трупы детей и взрослых лежали в ряд прямо на улице посреди двора. Тогда это не было удивительным. Это была обыденность того времени», – рассказывает бабушка.

Но в Астрахани было не лучше. Сюда семья перебралась, когда старший сын Николаю Дудниченко решил по окончании 10 класса получать высшее образование – в Астрахани для этого было больше возможностей.

Когда началась Великая Отечественная война, моей прабабушке было четыре года. Её семья на тот момент жила в посёлке Янго-Аул.

Всадник Апокалипсиса - голод

«Во время войны жилось достаточно спокойно, но всё же был сильный голод. Я не знала, что такое сладкое. Не было ни сахара, ни конфет. По особым дням, когда моей маме везло достать немного сахара, мы с семьёй его сыпали на хлеб, слегка смоченный водою. Знаешь, что такое заваруха? Основным рационом нашим была».

В летнюю пору мама Лидии Павловны – Груня варила на камнях так называемую «заваруху»: покупался стакан муки, эту муку Груня растирала руками до состояния маленьких комочков, напоминающих по размеру и форме рис. Потом всё это варилось на камнях до полной готовности. Такое блюдо, хоть и блюдом это тяжело назвать, но всё же употреблялось семьёй довольно часто.

«Тыкву часто ели. Ой, как сильно тыкву я люблю…»

Рабочим людям каждый день выдавали лишь 400 грамм хлеба, а нерабочим еще меньше — 200 грамм. Одежды и вовсе нормальной ни у кого не было. Все ходили в фуфайках и в резиновых галошах.

«Нет, немцев в период войны вживую в Астрахани я не видела. Мирных они в основном у нас не трогали, их целью было разгромить стратегические объекты».

Немцы бомбили комбинаты, которые отец Лидии Павловны старался тушить вместе с другими пожарными. Пытались разрушить мост, через который перевозили боеприпасы и продовольственные товары.

Второй день рождения

«Знаешь, а ведь однажды небольшая бомба чуть не забрала мою жизнь. Мне лет пять от роду было, я у сарая на улице стояла. Может, интуиция у меня сработала, но я решила отойти от него на пару метров. Через секунду в сарай прилетает бомба. Чудом осталась жива».

Дом, где жила Лидия Павловна со своей семьёй, был деревянный, и он постоянно сотрясался во время бомбёжек. В такие моменты мама Лидии забирала с собой всё самое ценное: документы и пряжу для вязания, с помощью которой она вязала одежду для солдат. Она брала с собой свою семью и уходили они к соседке, у которой дом был крепче и надёжнее.

Послевоенные школьные будни

Моя прабабушка пошла учиться в четвёртую школу в возрасте семи лет. Девочки носили коричневые платья и рабочие чёрные фартуки для обычных учебных дней, а белые — для особого случая или праздника. В то время девочки и мальчики учились раздельно, но из-за того, что классы с девочками были переполнены, Лидия попала к мальчикам. В это время пленёнными немцами уже строился новый корпус, и уже во втором классе моя прабабушка училась в классе с девочками.

Школу она не закончила. Хоть и была отличницей, но поссорилась с учительницей по русскому языку и ушла из школы. «Вредная она была. Я считаю, что я заслуживала четвёрку по её предмету. Но она принципиально занижала мне отметки. Меня это не устроило».


А дальше?

«Ну а что было дальше? Было всё, как у обычных людей. Работала, ходила с подружками на танцы и в театры. Замуж вышла, родила двух замечательных дочерей».

И сейчас Лидия живёт полноценной жизнью. Клянусь, громче всех моя прабабушка на семейных застольях песни напевает! А бывает и так, что до неё не дозвонишься: телефон в доме оставит и побежит к соседкам на долгие часы чаи гонять, да беседовать обо всём. Мы очень часто за неё в такие моменты переживаем. Рвётся вместо нас за огородом её следить и ухаживать. Можно подумать, мало ей падений и шишек, уже заработанных…


 

Ссылка на первоисточник
наверх