Автор - Алина Валишова
У каждого народа есть свои легенды и мифы. Сегодня мы расскажем о фольклоре поволжских татар.
Татары, народ с богатой и древней историей, обладают уникальным культурным наследием, в котором значительное место занимают легенды и мифы. Эти предания отражают мировоззрение, верования и представления об окружающем мире, природе, космосе и месте человека в нём.
Мифологические образы и сюжеты тесно переплетены с историческими событиями, религиозными верованиями и фольклорными традициями.До принятия ислама в X в. татары, как и другие тюркские народы, придерживались языческих верований, включавших в себя поклонение природным стихиям, духам предков и различным божествам. Эти древние верования оставили глубокий след в культуре татар и продолжают проявляться в фольклоре, обрядах и обычаях.
Божества повсюду: на небе, в воде...
В татарской мифологии существовал пантеон божеств, олицетворявших силы природы и различные аспекты жизни. Среди наиболее почитаемых божеств можно выделить Тенгри (Тәңре). Это обожествленное небо. Его считали верховным богом неба, создателем мира и всего сущего. Тенгри считался всемогущим и справедливым правителем, определяющим судьбы людей и народов.
Учитель казанской крещено-татарской школы и сам, как он себя аттестует, «природный крещенин» Семен Максимов в 1876 г. опубликовал статью «Остатки язычества у крещенных татар Казанской губернии». Учитель пишет, что небесное божество называют не просто «Тенгри», а «Тенгри-Бабай», или «Бог-Дед». Изначально выражение «Тенгри» и обозначало небо. Затем, после принятия христианства, крещенные татары стали использовать слово «Тяре», которым они именуют до их пор христианские иконы. Слово «Бабай», переводимое как «дед» или «старик», используется для обозначения Бога, представляемого ветхим стариком с седой бородой. Этот Бог-Дед, согласно языческой вере татар, сотворил мир и все сущее, вездесущ, но особенно пребывает на небе, о чем говорит и его имя. Он призывает к праведности и раскаянию, наказывая нераскаявшихся грешников, насылает гром, дождь, обеспечивает рост растений, но может и уничтожить урожай градом на полях нечестивцев.
Среди других божеств татары почитали Умай, богиню плодородия и материнства, покровительницу женщин и детей, символизировавшую жизненную силу и связь с природой, Кояш, бога солнца, дарующего свет и тепло и считавшегося источником жизни и энергии, Су Анасы, духа воды, хозяйку рек, озёр и водных источников. Вообще, духов воды в татарской мифологии было много. Например, помимо Су Анасы, почитались Су Бабасы – водяной дед – и Су Иясе – хозяин воды.
Су Бабасы, по приданиям татар, постоянно обитает на глубине вод. Он повелевает непогодой, разрушает плотины и топит суда, а также может навлекать болезни. Чтобы исцелиться от болезни, вызванной им, нужно откупиться, бросив в воду сверток с крупой и солью, приказывая болезни вернуться к своему хозяину. Су Иясе, хозяин воды, похож на Су Бабасы, иногда их даже путают, но он более очеловечен. Например, буря объясняется его ссорами с женой. В целом, Су Иясе прост и наивен, поэтому его легко обмануть и он не представляет особой опасности для путников и простых людей. Хозяйка рек и мать воды, Су Анасы считается женой Су Бабасы или дочерью Су Иясе. Чаще всего она предстает в образе женщины с длинными волосами, а иногда — с рыбьим хвостом, точно русалка. Она часто выходит из воды и сидит на берегу, расчесывая волосы золотым гребнем.
Домашний дух: приголубь и покорми, а он для тебя еду и денежку сворует
Татарские легенды и мифы населены разнообразными мифическими существами, обладающими сверхъестественными способностями и играющими важную роль в народных преданиях. Всем славянам известен Змей Горыныч, а татарам – Аждаха. Это огромный змей, дракон, олицетворяющий зло и хаос. Аждаха часто фигурирует в сказках и легендах как враг героев, с которым необходимо сразиться, чтобы спасти людей или освободить землю. В дремучих лесах славян пугал леший, а татар – Шурале (Шүрәле). Лесной дух, обитающий в глухих лесах, описывался как существо с длинными пальцами и рогом на лбу, который любит пугать и заманивать людей в чащу.
В домах древних татар жили домашние духи – Бичуры. Это аналог славянского Домового. Бичура – невидимый дух дома, предстающий в виде маленькой женщины в старинном головном уборе. Некоторые насколько боялись и уважали ее, что выделяли существу отдельную комнату. Согласно поверьям, дух отличается капризным и вредным характером: пугает домочадцев, шумит ночью, бьет посуду, бросает предметы, может вызывать кошмары, нападая на спящих. Бывали случаи, когда из-за ее проделок люди покидали жилище. Но, несмотря на все неприятности, Бичуру часто привечают, так как она помогает хозяевам разбогатеть: ворует еду, деньги и вещи у соседей и приносит их в свой дом.
Помимо относительно безобидных духов, водились у татар и злые мифические существа. Например, Убыр. Вампир и кровопийца, хозяйничал по ночам и нападал на людей, выпивая их кровь. Убыр считался одним из самых опасных духов.
С принятием ислама, татарская мифология претерпела значительные изменения. Многие языческие божества и духи были вытеснены исламскими образами и представлениями. Однако древние верования не исчезли полностью, а переплелись с исламскими традициями, образовав уникальный комплекс.
В настоящее время интерес к татарской мифологии возрождается. Исследователи изучают фольклорные материалы, собирают легенды и предания, чтобы сохранить и передать будущим поколениям богатое культурное наследие татарского народа. Ведь знание мифологии позволяет лучше понять историю, культуру и мировоззрение народа.
Фото: vnikitskom, ruskniga, carendar.ru
Свежие комментарии