На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пункт-А

57 подписчиков

Свежие комментарии

  • Евгений Дудко
    наверняка является заслуженным работником и орденоносцемЭкс-глава Ахтубин...
  • александр муравьев
    Я выписываю иранскую пасту. Прекрасная. томатный сок их неё отличный. Недорогая. А давно уже было, Купил "Помидорку"....Новый завод, откр...
  • Vladimir Godunov
    ЦРУ: операция «Мигранты» Как при помощи потока пришельцев Россию пытаются развалить изнутри Владимир Малышев https://...Лидеры мусульманс...

Чем жили. Об астраханских золоторотниках, лощилах и калилах

В прошлом выпуске нашей околоисторической рубрики мы осмелились утверждать, что осенью 1886 года нищим в Астрахани жилось неплохо. А сегодня читали «Астраханский листок» за октябрь 1901 года, и снова наткнулись на многочисленные упоминания о местных клошарах и пауперах. Посему, сделаем сегодняшний выпуск тематическим.

Так сказать, нищие и иже с ними…

Миллионеры на улицах валяются

Просящих милостыню на улицах Астрахани в те времена было хоть отбавляй. Теплый сезон здесь длился долго, народ по-южному добрый, подающий. И иной раз попадались такие «христарадники», что челюсть отвисала даже у городовых. Вот, к примеру, газетная заметка с заголовком «Наши нищие»:

«Нам передают следующий достоверный факт. Некий городовой подобрал на улице бесчувственно пьяного спавшего человека и отправил его в участок. Когда пьяного золоторотника обыскали, то в карманах его рваных брюк нашли 301 рубль 35 копеек бумажками, золотом и серебром. Деньги пристав оставил у себя впредь до вытрезвления субъекта, причем заподозрил, что он их у кого-нибудь похитил. Когда рваный субъект выспался, он указал свое место жительства, назвав себя крестьянином одной из верховых губерний, объяснив, что паспорт его находится у хозяйки квартиры, в которой он живет. Его показания хозяйка квартиры подтвердила и предъявила приставу паспорт, оказавшийся в полном порядке. Когда пристав опросил рваного субъекта, откуда при нем нашлось столько денег, он ответил «Это что за деньги? Это не деньги, это так, а у меня еще на книжке в банке 1500 рублей лежит», и действительно сходил домой и принес банковскую книжку на вклад в 1500 рублей.

Из дальнейших расспросов оказалось, что субъект занимается исключительно нищенством, он специальный «лощила», и все эти деньги «налощинил» (насобирал). Хорош нищий».


Да уж. Это при средней зарплате рабочего — 35 рублей в месяц. И сей золоторотник еще бахвалится и куражится! Кстати, «золоторотник» - не потому, что он часть капитала во рту хранил, вставляя золотые зубы. «Золотая рота» - тогдашнее сленговое выражение для всякого рода люмпенов.

О тех, кому не повезло

Однако, разумеется далеко не все астраханские клошары были миллионерами, хранящими прибыль в банках. Встречались всякие. Некоторых «невезучих» жалели даже судьи. Еще одна заметка из «Астраханского листка» того периода:

«К судье был приведен старик, некий Бобров, задержанный на Больших исадах за нищенство. На вопрос судьи, что его заставило, рассказал печальную повесть крестьянина-бобыля.

«Жили мы, это, ваше высокородие, с женой дома, землицы у меня нет. Вот и надумал отправиться с женой в Таганрог. Говорят, места там хороши. А жена возьми, вдруг, да умри. Потужил я, поплакал, и ушел на Волгу, в матросы. Но, видно, Господь за грехи еще наказать захотел. Упал я, это, ваше высокородие, как-то в люк и так расшибся, что несколько месяцев в гошпитале провалялся. Вышел я из гошпиталя и попал на рыбное дело. Обрадовался я, думаю, слава Богу, 15 рублей, жалование хорошее. Но тут я, значит, опять захворал и пришлось уйтить. А после я стал выходить на поденную, но не всегда угодишь, народу на бирже много. Вот уже третий день, ваше высокородие, как в партию попасть не могу. Ну, я и того, протянул руку, потому что нужда заставила. А до прежде этого я и в участке-то отродясь не был».

Мировой судья, находя, что Бобров вынужден был нищенствовать в силу стесненных обстоятельств, оправдал его».

Гуманный попался судья, поверил. Кстати, изложенное вполне могло быть правдой. Осенью поденной работы становилось меньше, конкуренция усиливалась, соответственно полку нищих прибывало.

Пристают калилы к людям

Нищие, кротко сидящие на «прикормленных» местах, у горожан обычно раздражения не вызывали. Но были целые бригады нищих, которые бегали за прохожими и откровенно приставали. О таких газеты тоже упоминали.

«Лощилы или калилы, то есть профессиональные нищие, доходят в своих операциях до невозможных выходок и не стесняются ни местом, ни лицами, к которым они обращаются. На днях на Пешеходном мосту их собралось до шести человек и никому не давали прохода. Один отчаянный калила не давал прохода персиянам. Прием был такой. Он бежит вдогонку за персом и кричит «Ага, постой». Тот останавливается и, плут, приняв жалостливый вид, и прикладывая к сухим глазам платок, начинает толковать о несчастьях своих. При попытке уйти, хватает свою жертву за рукав или за полу. Так же поступают почти все они и в порту, и в других людных местах по улицам биржи. В большинстве с ними и дети, чужие или свои, Бог знает. Такая семейная атака на прохожих по меньшей мере неуместна, особенно ввиду того, что проводится она заведомо шарлатанами».

Лощить и калить — жаргонные словечки, означающие «собирать». Калилы или калики, редко работали в одиночку, это были мини-ОПГ того времени. Но эти товарищи деньги в банках не держали. Чаще всего они проигрывали их вечером в «орлянку». «Народные мини-казино» располагались в Астрахани на каждом шагу, и полицейские облавы мало что меняли.

Не брезгуя «гоп-стопом»

Ну, если просто пристают — полбеды. Однако, бывали случаи, когда нищие и на грабеж выходили. Днем побирались, а с наступлением темноты - «переквалифицировались в управдомы». Вот был случай на той далекой неделе:

«Нам сообщают, что на отставного солдата Иннокентия Коворенова, возвращавшегося с театра войны из города Пекина к себе на родину, 9 октября в 9 часов вечера у городских весов, то есть почти в центре города, напали несколько человек нищих золоторотенцев. Сняли с него шинель, вытащили из кармана паспортную книжку, документ на право ношения ордена, 27 рублей денег, одним словом, все, что можно было взять. И скрылись в темноте ночи. Во время нападения ограбленный хотел было кричать о помощи, но один из грабителей все время держал его рот зажатым рукою. Ограбленный дал знать о происшествии в первый участок».

Ну, даже на служивого покусились, совсем ничего святого! Беспредельничали золоторотенцы. И вообще творили множество безобразий! Если покопаться в старых газетах, то тут вам — и деньги в рост, и публичные дома в кутумских купальнях, и скупка краденного, и прочие эпизоды криминальной хроники. Возможно, один из будущих выпусков рубрики мы посвятим астраханской преступности прошлых веков.

Использованы материалы электронной краеведческой коллекции АОНБ им. Н.К. Крупской.

Фото: репродукция картин В. Васнецова «Нищие певцы (Богомольцы), И. Ерменева «Поющие слепцы», кадр из фильма «Айболит-66» (реж. Р. Быков).

 

Ссылка на первоисточник
наверх