
Автор рубрики – Владимир Паньков
Астраханцы постарше помнят времена, когда главным рыбным богатством нашего края были осетровые. Та же вобла, которая сейчас в центре внимания, тогда была мелкой второстепенной рыбешкой. Потом осетровых практически не стало, и про них стали даже как-то забывать. Но в последнее время все чаще появляется информация о случаях браконьерства, связанных с осетровыми. Да и обычные рыбаки, как мне рассказывали, то и дело ловят на свои снасти стерлядь.

Расспросить о современном состоянии разных видов осетровых мы решили заместителя руководителя Волжско-Каспийского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («КаспНИРХ») Сергея Шипулина. Также благодарим сотрудников института за предоставленные фотографии.
– Итак, начнем со стерляди. Рыбаки все чаще ловят ее на Волге, причем выше Астрахани, на Бузане и на других крупных реках и протоках. Можно ли сказать, что ее численность восстанавливается? Почему это происходит?
– Надо понимать, что стерлядь отличается от других видов осетровых. Рыб можно классифицировать на проходных, анадромных, которые мигрируют из моря в реки на нерест; полупроходных, как например, та же вобла, протяженность миграционных путей у которых из моря в реку невелика; и жилых, или туводных. Такие виды осетровых как белуга, русский осетр, севрюга, шип и так далее, относятся к проходным, или анадромным. Большую часть жизни они проводят в Каспийском море, а в реку поднимаются только в период размножения, на нерест. Стерлядь же, по разным источникам, считается либо только жилой, то есть постоянно живущей в реках, либо считается, что есть и полупроходные формы, которые встречаются в Северном Каспии, в районах близких к Волге.
Поэтому можно сказать, стерлядь отличается от других видов осетровых тем, что может постоянно жить в пресной воде. Так, например, ценный для товарной аквакультуры гибрид бестер получен при скрещивании белуги и стерляди и обладает хорошими темпами роста и одновременно способностью жить в пресной воде.Благодаря этой особенности стерляди, наверное, легче выживать. Она постоянно находится на участке акватории от Волгоградской плотины до устья Волги и чувствует там себя хорошо. Конечно, играет свою роль и искусственное воспроизводство стерляди, осуществляемое на государственных осетровых рыбоводных заводах, и то, что сохранилось естественное воспроизводство вида. Раньше стерлядь конкурировала с другими видами осетровых за нерестилища, а сейчас эта конкуренция практически отсутствует. Важны и предпринимаемые меры по охране стерляди от браконьерского вылова.
Стерлядь
– То есть у вас тоже есть данные, что численность стерляди растет? Всех астраханцев пару лет назад взбудоражили слова руководителя рыбной отрасли Ильи Шестакова, что есть предпосылки для разрешения лова стерляди…
– Нам поступают данные из нескольких источников. Например, на некоторых рыболовных участках находятся наши наблюдатели, которые занимаются мониторингом прилова осетровых рыб при промысле полупроходных и речных рыб. Они фиксируют, что количество стерляди увеличилось, если сравнивать ситуацию с тем, что было 10 лет назад.
С другой стороны, мы изучаем естественное воспроизводство водных биологических ресурсов в коренном русле Волги. Наблюдения осуществляются с помощью специальных орудий лова, икорных сетей ИКС-80. Можно сказать, что в последние три года численность личинок стерляди была гораздо выше, чем до этого. Конечно, на все процессы естественного воспроизводства накладывают свой отпечаток маловодные года, низкие паводки.
Наконец, источником сведений является и информация, поступающая при наблюдениях за любительским рыболовством. Число поимок стерляди «на червя», «на малька» растет.
Конечно, если сравнивать количество стерляди на больших промежутках времени, например, с данными 1980-х годов, сейчас ее меньше. Но не может не радовать позитивная тенденция увеличения запасов этой рыбы.
Бестер, гибрид стерляди и белуги
– Следующий вид осетровых – русский осетр. Его численность восстанавливается тоже? Ведь его стали чаще ловить те же браконьеры…
– Популяции русского осетра, белуги и севрюги поддерживаются почти исключительно, или исключительно за счет искусственного воспроизводства. Основная часть выращиваемой и выпускаемой рыбы – это русский осетр, более 29 млн шт молоди в 2023 г. Российские осетровые рыбоводные заводы расположены на Волге, в Волгоградской и Астраханской областях, а также в Республике Дагестан, молодь, выпускаемая с заводов, скатывается в Каспийское море.
Очень небольшое число производителей русского осетра и севрюги доходит до мест нереста, находящихся выше Астрахани, но ниже плотины Волжской ГЭС. Однако следует напомнить, что когда-то давно русский осетр мог нереститься высоко по течению, в верховьях Волги, Оки, Камы, и тогда отдельная скатывающаяся в Каспийское море рыба была отнюдь не сеголетком – встречались покатные экземпляры «молоди» массой до 10 кг. Задерживающаяся в реке и в приустьевом взморье неполовозрелая рыба – один из источников незаконных уловов.
Если посмотреть на жизненный цикл русского осетра (и других проходных осетровых), то все же основную часть он проводит в Каспийском море, и здесь, за счет многолетних усилий по искусственно воспроизводству, мы видим, что наблюдается стабилизация его численности, в отличие от севрюги и белуги. К сожалению, эта стабилизация ограничивается неполовозрелой рыбой, примерно до 5-6 лет. Дальше пресс браконьерского промысла «срезает» всех подрастающих рыб. То есть младшая возрастная группа русского осетра чувствует себя достаточно хорошо, но вырасти ей не дают. Нагуливающаяся в море часть популяции русского осетра – другой источник браконьерских уловов.
Русский осетр
– С белугой и севрюгой ситуация намного хуже?
– Лучше сказать, что с русским осетром и стерлядью ситуация намного лучше, по сравнению с белугой и севрюгой. Но хуже всего положение еще одного вида осетровых Каспия, который называется шип. Естественного воспроизводства вида нет много лет. Периодически мы и наши прикаспийские партнеры все-таки какое-то количество шипа выпускаем, в ходе искусственного воспроизводства. Но из-за того, что сохранилось малое количество особей этого вида, у них очень небольшое генетическое разнообразие, они друг другу родственники, что делает проблему сохранения еще сложнее. Плохое состояние популяции этого вида характеризует то обстоятельство, что в научно-исследовательских уловах и в ходе мониторинга промысла, что в реке Волге, что в море, шипа не отмечали уже 20 лет.
Шип занесен в Красную книгу РФ
Севрюга – к сожалению, выпуски молоди этого вида очень и очень невелики, последние годы не превышают нескольких сотен тысяч мальков. Это очень и очень мало, потому что раньше выпускали по 10-15 миллионов. Бывают годы с нулевыми выпусками – я говорю про российские осетровые заводы. Это связано с биологией вида – рыба очень нежная, капризная в содержании. Севрюга – самый теплолюбивый вид среди осетровых, в естественных условиях зимой она мигрирует на юг, к берегам Туркмении и Ирана, весной возвращается на нагульные площадки в Северном Каспии.
Соответственно, если мы содержим взрослую севрюгу в условиях осетровых рыбоводных заводов, то либо требуются какие-то мощные дополнительные источники тепловой энергии, либо происходит так, что мы полгода севрюгу кормим, потом в холодные полгода она физиологически мало активна, голодает, теряя набранную массу. Уже возник дефицит производителей севрюги на осетровых рыбоводных заводах.
Севрюга
Белуга в определенном смысле занимает промежуточное положение. С одной стороны, ее выпуски не сравнить по количеству с русским осетром, с другой – они все же постепенно растут. Имею в виду опять только российские осетровые заводы. Но тут надо учитывать, что русский осетр достигает половой зрелости в 10-12 лет, до этого возраста у него есть какой-то шанс дожить, несмотря на браконьерский вылов. А вот у белуги возраст наступления половой зрелости может быть и 18 лет, и 20, которые рыба проводит исключительно в Каспийском море. Соответственно, без жесточайших мер по борьбе с браконьерским промыслом шансы на сохранение, не говоря про восстановление популяции, ничтожны.
Белуга
– Вот вы все время говорили про российские осетровые заводы – а как обстоит дело с искусственным воспроизводством осетровых в других странах Каспийского бассейна?
– Искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов зависит как от сочетания природных обстоятельств, так и от наличия материально-технической базы.
Начнем с Туркменистана. Побережье и большая часть территории этой страны представляет собой пустыню, лишь одна река Атрек впадает в Каспийское море, но количество поступающей с речным стоком воды очень и очень мало. Дефицит пресной воды, которая затрачивается в этой стране на орошение, не позволяет развиваться искусственному воспроизводству осетровых, хотя туркменские партнеры и сообщают о намерениях двигаться в этом направлении.
Республика Казахстан находится в похожих природных условиях с нами, и осуществляет искусственное воспроизводство осетровых рыб. Выпуск в 2023 году приближался к 2 млн штук молоди на Уральском и Атырауском осетровых рыбоводных заводах в дельте реки Урал, раньше выпуск молоди был выше. Казахстанские партнеры задержались с технологией содержания и выращивания ремонтно-маточных стад, опирались только на ту рыбу, которую заготавливают в естественных условиях каждую весну. По мере того, как количество производителей всех видов осетровых, в том числе севрюги, падало, у них сокращались и выпуски. Когда-то именно севрюгу они выпускали в больших количествах, Урал считался севрюжьей рекой.
В таких емкостях выращивают мальков осетровых
Примерно в том же аспекте можно говорить и про Азербайджанскую Республику, и про Исламскую Республику Иран. У Азербайджана количество действующих осетровых рыбоводных заводов сократилось до одного. Осетровые рыбоводные заводы Ирана не загружены, поскольку имеется значительный дефицит производителей осетровых, которых можно было бы заготовить в естественных водоемах. Выпуски молоди осетровых рыб у этих стран невелики и неравномерны по годам, зависят от того количества производителей, которых они поймают и которыми будут располагать.
На российских осетровых рыбоводных заводах содержатся неплохие ремонтно-маточные стада русского осетра, белуги. При получении половых продуктов производители не погибают, от содержащихся в РМС производителей в течение многих нерестовых циклов (а между нерестами белуги может проходить 5-7 лет) получаются половые продукты, эффективно используемые для искусственного воспроизводства. Именно этим объясняются хорошие результаты по выпускам молоди осетровых рыб и по пополнению их природных популяций, неизменно демонстрируемые нашей страной.
– То есть сохранение осетровых в Каспии зависит в основном от России?
– По многолетним данным официальной статистики, которыми обмениваются стороны на заседаниях Каспийской комиссии по водным биологическим ресурсам, на Россию приходится примерно 70% выпуска молоди по всем видам осетровых рыб, и последние годы наш вклад растет.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал, там я выкладываю снимки природы каждый день!
Свежие комментарии