На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пункт-А

36 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Зуева
    Значит,ублюдки действуют на нашей территории😡😡😡Машину астраханск...
  • Владимир Козлов
    Сколько можно растрачивать деньги на создание фильмов с одним и тем же сюжетом, а в некоторых случаях даже название н...Астраханская студ...
  • Leon Dan
    Молодцы врачи! Нынче редкость.Астраханские вете...

Человек из города А. Как астраханцы танкер придумали

Сегодня даже двоечники знают – насколько нефть изменила жизнь человека в частности, и мировую экономику в целом. Ныне миллионы тонн этой углеводородной жидкости ежегодно добываются из-под земли и развозятся по всему свету. Кстати, до сих пор 13 процентов всех объемов перевозится танкерами. А ранее, до строительства нефтепроводов, танкер был основным поставщиком этого энергетического сырья.

И придумали этот танкер… нет, не шведы Нобели, коим кое-где у нас порой приписывают это изобретение. Изобрели танкер астраханцы. Братья Артемьевы.

Братья, но не Нобели

Николай и Дмитрий Артемьевы были в Астрахани людьми известными, принадлежали к купеческому сословию. Дом достойный имели на Косе (ныне М. Горького, 25), а сами занимались морскими и речными грузоперевозками. Еще с 1854 года занимались перевозкой соли, бухарского хлопка и леса по Каспию. С 1866 года они начали доставлять нефть из Баку в Астрахань.

Перевозка нефти была в принципе делом выгодным, керосин в городах и деревнях уже заменил лучину. Но, в то же время, затратным. Нефть транспортировалась на судах, в специальных бочках, расходы на изготовление которых тоже увеличивали себестоимость. К тому же бочки нередко ломались, нефть проливалась, собирать ее было архисложно. Работники на такую «уборку» шли неохотно. И предприимчивые братья стали искать способ «не катить бочку», а найти другой способ перевозки.

Инженерного образования Артемьевы не имели, но смекалка – также штука полезная. И вот в 1873 году они пошли на эксперимент - установили на небольшой шхуне «Александр» цистерну и наполнили ее нефтяными остатками. Выкачивали их с помощью небольшого ручного насоса.

Астраханская «наливайка»

Новация братьев вызвала искренний и продолжительный смех у конкурентов. Купцы-судовладельцы – люди консервативные, хотя к прогрессу способные, но при этом осторожные .Однако, как говорится, торговали – веселились, подсчитали – прослезились… На поверку вышло, что к концу навигации «наливной» «Александр» сделал 8 рейсов, а «бочковые» суда – лишь по 6. Стало уже не смешно.

Пока предприниматели-конкуренты наблюдали и осторожничали, не торопясь вкладываться в рискованный проект, Артемьевы оборудовали под налив весь свой флот. В его состав входили шхуны «Россия» грузоподъемностью 13,5 тысячи пудов, «Змея» — 7,5 тысячи, «Север» — 14 тысяч, «Союз» — 15,4 тысячи, «Елизавета» — 32,1 тысячи, «Волга» — 20 тысяч и «Два брата» — 15 тысяч пудов. И в 1874 году впервые отправили наливную нефть аж до самого Нижнего Новгорода, который в ту пору считался крупнейшим бизнес-центром в России.

Тут они снова проявили купеческую смекалку. Если все прочие суда, после выгрузки «бочковой» нефти, шли обратно пустыми, то астраханцы застилали дно сухим камышом и… брали назад сухие грузы. Здесь можно было бы усилить патриотический градус и сказать, что, дескать, выходит, и сухогрузы изобрели астраханцы, но… мы этого делать не будем.

«Русский способ» покоряет Европу

Успехи были, что называется, налицо. Но ставить это дело на поток судовладельцы не торопились. Дошло до того, что Императорское общество содействия русскому торговому мореходству разослало письма многим преподавателям южных мореходных школ с просьбой рассказывать судовладельцам об изобретении братьев Артемьевых.

А вот на европейском уровне удачный эксперимент очень даже заметили. После информации французского консула Бонне, его соотечественники начали строить судно «по системе господина Артемьева, то есть наливом». Перспективный способ транспортировки нефти быстро стал известен в мировом профессиональном сообществе и получил название «русского».

И вот тут уже подключились и шведские предприниматели Нобели, о которых в Астрахани также сохранилась память, поскольку до революции в городе был т.н. «Нобелевский городок». Шведы тоже плотно занимались нефтью, и изобретение братьев Артемьевых пришлось им очень даже по вкусу. Петербуржское «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» заказало в Швеции строительство первого в мире металлического парохода «Зороастр», специально оборудованного для налива и транспортировки нефти. На нем размещалось уже целых восемь резервуаров, и заливалось в них до 240 тонн!


После этого на воду спустили нефтевозы «Будда» и «Норденшельд», еще более вместимые, а в 1885 году в Швеции построили танкер «Свет» дедвейтом 1,7 тыс. тонн. И вот там уже вместо цистерн, были применены т.н. «танки» - стальные отсеки с вентиляцией.

Могла бы быть Артемьевская мореходная школа

Но первыми все равно были именно астраханцы. И они параллельно с европейцами продолжали развивать экспериментальные нефтеперевозки. Например, в 1878 году братья Артемьевы впервые применили паровой насос, изготовленный на их астраханском заводе, который ежечасно перекачивал 4 тысячи пудов нефти. И внедряли прочие «ноу-хау».

В итоге, только за одно десятилетие, объемы нефтеперевозки Баку-Астрахань выросли кратно! В 1874, когда еще «катили бочку», было оправлено 10 миллионов пудов. А в 1884, после «артемьевских» новаций – уже 50 миллионов!


Братья могли стать богатейшими людьми своего времени. Но они вкладывались не только в технику, но и в… людей. Занимались благотворительностью, книгопечатанием, телефонизацией. Собирались открыть в Астрахани специальный мореходный класс. Императорское общество содействия русскому торговому мореходству с подачи братьев решило напрямую обратиться к министру просвещения. В письме к министру говорилось: «Правление Императорского обществ для содействия русскому торговому мореходству своим долгом считает обратить просвещенное внимание Вашего Превосходительства на отрадный факт, что в городе Астрахани братья Николай и Дмитрий Артемьевы на свои средства желают учредить мореходный класс в будущую осень. Это первый случай, что местные промышленники изъявляют желание содержать специальное заведение для мореходов».

Но… школу не открыли. По причине «неимения положения о таком училище». Бюрократия…

Сегодня в Астрахани фамилию братьев Артемьевых носит улица в Ленинском районе. Хотя они явно заслуживают большего. И главное – не осталось фотографий Николая и Дмитрия Артемьевых – людей, которые когда-то изменили мировую экономику.

 

 

 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх