
Осенью в Астрахани всегда немного грязно. Это замечали и в прежние века. Например, открыв «Астраханский листок» за октябрь 1903 года, мы обнаружили, что осенние дожди стали чуть ли не основным информационным поводом. Спешим поделиться.
Лужи? Какие лужи?
Тогда умели писать фельетоны. Ныне этот жанр почти забыт, то ли таланта не хватает, то ли духу.
А тогда сарказм капал из каждого предложения. Вот что написали после очередного дождичка:«Скучная и скверная осень. Хмуро, невесело. Некоторые улицы уже совсем покрыты лужами, и обитатели их почти отрезаны от мира. Другие закоулки залиты наполовину, и обыватель наполовину отрезан от мира. Начинаются обычные жалобы на грязь и ожидания беспокаянной кончины в дебрях какой-нибудь Собачьей улицы или Безымянного переулка, им же в нашем городе несть числа. Если спокойно взглянуть на дело и всесторонне обсудить вопрос, то несомненно, что жалобы преувеличены, а ожидания ни на чем не основаны. Жаловались в прошлых годах каждую осень от Покрова до Введения. По меньшей мере, ежегодно ждали злой смерти. И что из этого вышло? Управа осмотрит тщательно город и находит, что луж и особой грязи на Полицейской, Московской, в Табачном ряду и Демидовской нет. Вывод ясен, и жалобы преувеличены. Один думец как-то говорил, что обыватель «избаловался», стал требовать «лишку». Нельзя с этим не согласиться, особенно послушав нашего обывателя, который только и знает, что требует того и другого, а сам только налоги платит. Да и то не всегда своевременно и исправно».
Автор немножечко троллит городскую власть, намекая на то, что центр города так или иначе убирается, да и расположен он на бугре.
Проточный переулок должен быть под водой
Газетные фельетонисты четко определяли городские проблемы, и художественно высмеивали чиновников. Смеялись, в общем-то над собой, потому как сами жили на этих улицах. И, видимо, этот сатирический взгляд способствовал примирению с астраханской осенью:
«Вот взять хотя бы эти вечные страхи перед позорной смертью в одной из городских луж. На чем они основаны? Ровно ни на чем. У нас уже давно ничего подобного не было. Лет пять тому назад утонул на улице верблюд. Местная пресса это своевременно и с подобающими комментариями отметила. И с той поры явления столь нежелательного порядка прекратились. Кто из именитых обывателей утонул в луже? Никто. О чем же говорить, и к чему эти ужасы и страхи? Грязь и лужи неизбежны и имеются во всех городах, за исключением тех, в которых их нет. Несомненно, так и должно быть, и поэтому обвинять некого. Вот, например, на днях сообщалось, что дождевой водой залит в 3-м участке 1-й Проточный переулок. Что Проточный переулок должен быть под водой, а вода эта - проточной, это ясно из самого его названия. Если обитатели его требуют, чтобы он был сухой, то это нелогично. Если он залит водой, то значит, природа пришла на помощь логике, и за это должно только благодарить судьбу».
Ну, аргументированно же, крыть просто нечем! Раз переулок Проточный (ныне это улица Хлебникова) то какой смысл его осушать? Думать надо было, когда называли! В 1903 году были у нас и Грязная улица, и Свиной переулок, и Собачий бугор. И какого благоустройства можно было требовать от городских властей, ежели такие названия?
Молочная эквилибристика
Испортила погода и шоппинг. На Больших исадах и в хорошую погоду было непросто передвигаться, а после дождей — хоть «Караул» кричи! Ну, или в газету жалуйся:
«Базарное неустройство. Нам пишут: «На городских рынках городское управление эксплуатирует каждый вершок земли. Плату берет, но об удобствах торговцев и публики очень мало заботятся. К числу таких забытых городским управлением относятся торговки молоком на берегу Кутума у Красного моста. Подойти к ним в грязное время, как теперь, крайне трудно. Деревянный спуск широкий в два марша, но крутой. Поручни же сделаны только по бокам, а в середине их нет. Идущим посередине держатся не за что, а ступени крайне редко очищаются от грязи и скользки. Самый берег Кутума отлогий с наклоном, грязь на нем по колено и тоже скользкий. Нужно видеть, какие эквилибристические фокусы приходится выделывать, чтобы добраться к молочницам, и не упасть. Говорят, что торговки обращались в городскую управу об отводе им другого места. Но распоряжение в этом смысле еще не последовало. В интересах публики следовало бы упорядочить доступ к этим торговкам или отвезти им другое место. Случаи падения покупателей были уже неоднократно, но обходились пока благополучно, если не считать легких ушибов и разбрасывания по грязи припасов. Но могут быть и серьезные повреждения, и городу, может быть, придется платить вознаграждение пострадавшим».
Короче, сходить за молоком — тот еще квест. Астрахань — город не для слабаков. Видимо, в городской управе описываемого периода считали именно так.
Метла.net
А тут еще и листья надобно подмести, да и прочий мусор. И вдруг оказывается, что… мётел не хватает. Пора идти «к ближайшему орешнику, за новою метлой». Читатели сообщили об этом в газету. Зубоскалы из «Астраханского листка» ответили:
«Говорят, мётел для чего-то забыли купить. Господин, обнаруживший эту забывчивость, вместе с тем задаёт вопрос - что этими мётлами, когда и кем метётся? Напрасно его уверяют, что улицы, площади, скверы, сады, мосты и т. д., ежедневно городскими рабочими, на утренней заре. Он, этот господин, уверяет, что ничего подобного не бывает, и что если и подметают, то единственно и исключительно Большие сады в 11 часов дня. Причём невыносимо пылят, так что черепашинские быки ругаются. А для этого совсем не надо нескольких тысяч мётел. Вот тут и узнай, кому верить».
Если не метут — то люди ругаются. Если метут — то быки. И как быть в такой ситуации?
Использованы материалы электронной краеведческой коллекции АОНБ им. Н.К. Крупской.
Фото: shedevrum.ai, репродукция картины Б. Кустодиева «Осень», etoretro.ru
Свежие комментарии