На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пункт-А

46 подписчиков

Свежие комментарии

  • А Кудасов
    Таких любителей стерилизовать надобно. А тут "Приговор еще не вступил в законную силу".Скандально просла...
  • Андрей Шишинов
    Неужели, когда я летом поеду на рыбалку, по берегу перестанут шастать свиньи и жрать всё, что попадает им под пятачки...Свиньи стремитель...
  • Евгений Саваровский
    За свою работу каждый должен отвечать личноВ Астраханской об...

Туман по курсу: Астрахань вновь вписывают в масштабный, но пока неясный проект круизов по Каспию

Проблемы, которые были известны в прошлом году, так и не разрешились.

Даешь круизы в текущем году!

На недавней пресс-конференции министра внешних связей астраханской области Владимира Головкова было сообщено, что в текущем году планируется запустить первый морской круиз по Каспию, маршрут которого предполагает посещение сразу всех прикаспийских государств — России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана.

 «Проект стал возможен благодаря работе правительства Астраханской области по развитию сотрудничества со странами Прикаспийского региона и вызвал интерес у наших партнеров, - сказал глава ведомства. - То, что было анонсировано, мы ждем старта в этом году. Будем надеяться, что он все-таки осуществится. Единственное, мы можем уже говорить о том, что это будут рейсы как двухсторонние, - например, Астрахань - Баку - так и рейсы, которые будут охватывать сразу абсолютно все прикаспийские страны. Оператор, который занимается этим рейсом, весьма компетентный».

И вот на этой неделе (а точнее – 21 января) срезонировало сообщение с телеграм-канала Минтранса РФ: на встрече в Москве премьер-министра России Михаила Мишустина с президентом Ирана Масудом Пезешкианом была анонсирована организация регулярных судоходных линий и круизного туристического судоходства между портами двух стран уже в 2025 году.

Новость стали усиленно тиражировать, присовокупляя к ней и Астрахань (мол, во все продолжительные маршруты по морю будет включаться и наш город), приснопамятный лайнер «Владимир Жириновский» (бывший «Петр Великий»), большой частью построенный на местной производственной площадке ЮЦСС.

Экспертный скептицизм

Правда, среди экспертов круизного туризма пока такой оптимизм не наблюдается.

«Круизов по Каспийскому морю нет уже несколько десятилетий, и все попытки организовать проваливались, - сказал изданию «Ъ FM» вице-президент Альянса туристических агентств Алексан Мкртчян. - Конечно, если делать, то такой примерно маршрут: Астрахань – Махачкала –Казахстан – Азербайджан - Иран. Специально не называю Туркменистан, потому что это визовая страна, и виза стоит больше 100 долларов США. Да и дают ее не всем».

Основные причины торможения каспийского проекта: практическое отсутствие в России подходящих лайнеров для таких путешествий и соответствующей инфраструктуры для приема таких кораблей в портах и туристов.

«Да, каспийский круиз будет пользоваться определенной популярностью - я даже думаю, большей, чем круизы по Черному морю Сочи - Турция, потому что там две страны, а на Каспии – четыре, - отметил Алексан Мкртчян. - Но пока нет теплоходов, которые выходили бы туда, потому что нужен класс «река-море». И, понятно, что нужно строить пирсы - в той же Махачкале нужно построить пирс для приема таких круизных судов».

 «Пока всё, что говорится о Каспии – это популистские заявления, потому что на этом маршруте нет никакой инфраструктуры, - заявила доцент кафедры туризма Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Екатерина Лукьяненко. - Берег с российской стороны однообразный - кроме Дербента, который является объектом наследия ЮНЕСКО. Махачкала - это такой хозяйственно-административный центр, большой рынок. Да, здесь есть старая портовая часть, но нужны огромные вложения, чтобы привести ее в порядок. Баку - это, конечно, насыщенный город, здесь можно провести несколько ночевок и экскурсионных дней плюс гастрономия. Что же касается Ирана, то Решт (именно этот город на встрече Михаила Мишустина и Масуда Пезешкиана назывался иранской стороной возможной точкой маршрута каспийского круиза. – прим. ред.) никогда не вызывал туристского интереса».

Вообще многие эксперты утверждают, что если круизный проект на Каспии начнет реализовываться, то не ранее 2026 года. Его претворение в жизнь сейчас, в текущем году, вызывает сомнения.

На чем и куда плыть? И можно ли столько платить?

Ровно год назад ПУНКТ-А опубликовал материал о круизном туризме на Каспии. И поводом послужило точно такой же, как сейчас, информационный вброс: летом 2024 года Россия совместно с прикаспийскими государствами планирует запустить первый круизный маршрут по Каспию (только тогда новость исходила не от Минтранса, а Минэкономразвития).

Тогда наше издание указало, что задуманный проект, при всей его привлекательности, имеет ряд серьезных проблемных пунктов, чтобы реализоваться за короткий срок: отсутствие судов соответствующего класса и портовой инфраструктуры для их приема, небольшой выбор городов-портов для выстраивания продолжительного маршрута по всему морю, высокая стоимость круиза.

В итоге проект в 2024 году не стартовал, и ажиотаж к нему по осени спал. Сейчас вновь возникла волна интереса. Но насколько каспийский круиз готов к попытке запуска №2?

Можем бегло пробежаться по проблемному списку прошлого года.

Суда. Проект PV300 по созданию четырехпалубного круизного теплохода смешанного класса «река-море» (запущенный еще в 2016 году) практически сразу «приписали» к поездкам по Каспию. Однако жизнь внесла свои коррективы. Первое судно «Мустай Карим», спущенное на воду в 2020 году, в результате частых поправок первоначального плана постройки превратился в теплоход закрытого типа без прогулочных палуб, поэтому большую часть времени туристы находятся внутри лайнера. Для международного уровня круизного сервиса такой минус существенный, и потому компания «ВодоходЪ» отправила «Мустай Карим» по внутренним речным маршрутам. В летний период, главным образом, в северной части страны, чтобы фактор жары не влиял на закрытость конструкции судна.

«Владимир Жириновский», явно «перестоявшийся» на различных верфях во время постройки (кстати, официально судно до сих пор не вошло в эксплуатацию), не претерпел изменений по проекту, но ему пришлось существенно поменять техническое оборудование. Поскольку неизвестно, как будет вести себя судно с такой «начинкой», решено первую навигацию лайнера в 2025 году ограничить рейсами между Москвой, Санкт-Петербургом и Казанью. Причем в открытом доступе информации о маршрутах «Владимира Жириновского» нет.

Так что первый круиз по Каспию, скорее всего, осуществит другой корабль компании «ВодоходЪ» - «Николай Жарков». Это головное судно проекта 0840 (три четырехпалубных теплохода смешанного класса «река-море»), представьте, тоже еще не вступило в эксплуатацию, но его владельцев это не смущает: уже с августа и по ноябрь включительно за «Николаем Жарковым» записаны 13 круизов. В том числе два осенних круиза «Легенды Кавказа» с заходом в Каспий: с 2 по 10 сентября – по маршруту Волгоград – Астрахань – Махачкала - Дербент - Махачкала - Астрахань – Волгоград, с 19 по 28 сентября - по маршруту Ростов-на-Дону - Волгоград – Астрахань - Махачкала – Дербент- Махачкала - Астрахань.

Впрочем, на открытие каспийского круизного проекта «легендарные» рейсы слабо тянут: теплоход скромно туда-сюда пройдет вдоль дагестанского берега моря. И заход только в Махачкалу - до Дербента, хоть он и значится в маршруте, туристы будут добраться на автобусе из столицы республики.

Другие корабли для круизов по Каспию пока никто не афишировал.

Портовая инфраструктура. По мнению экспертов, только два порта на Каспии способны сегодня принимать круизные суда – в Баку и Турменбаши. В столице Азербайджана на любого туриста произведут впечатление Бакинский морской вокзал и Международный морской торговый портовый комплекс, в туркменском порту - пассажирский и транспортный терминалы на площади в 230 тыс. кв. метров, где за год обслуживаются до 300 тыс. человек и 75 тыс. транспортных средств.

Махачкала и казахстанский Актау, в принципе, могут принимать круизные суда, но с точки зрения туристического антуража оцениваются слабо.

В Дербенте вроде еще в 2023 году намечали разместить порт в гавани в микрорайоне Новый город, но дальше проектных эскизов дело не сдвинулось.

Иранская сторона за время возникновения круизного проекта называла несколько городов для приема лайнеров – Бендер-Энзели, Амирабад, Решт, Ноушехр, Чалус. С точки зрения туристической привлекательности подходит лишь Бендер-Энзели, где есть дворец Миян-Поште, военный музей с оружием  эпохи Сефевидов и рыбный рынок с рядами по продаже украшений из жемчуга, остальные – сугубо технические порты, рассчитанные на транспортировку различных грузов.

Юридические нюансы. Одним из ключевых моментов в организации международных круизов по Каспию является разрешение на судозаходы в порты разных стран. Это будет возможно при подписании межправительственных соглашений:

о признании Прикаспийскими государствами правомочными судовых документов  для плавания между морскими портами;

о безвизовом режиме пребывания граждан иностранных государств, прибывающих в порты на круизных судах.

Пока такие документы находятся на стадии разработки.

Стоимость круиза. Упомянутый 10-дневный круиз «Легенда Кавказа» бует стоить пассажиру двухместной каюты класса «делюкс» без балкона 378 тыс. рублей, с балконом - 445 тыс. рублей, одноместно каюты того же класса - 697 тыс. рубле. И это еще самые бюджетные варианты размещения – например, стоимость места в каюте «люкс» превышает 1 млн рублей.

Ну и как, успеют все заинтересованные в круизном проекте лица решить очерченный круг проблем? Или, как в прошлом году, вновь устроим шум вокруг круизов – а потом штиль?

Фото: fleetphoto.ru, vodohod.com, volcruise63.ru, ОСК

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх