Одна из самых быстрорастущих статей поступлений в казну сопоставима с доходами от акцизов.
Доходы госбюджета от утилизационного сбора в 2024 году составили 1,1 трлн рублей - это в 1,7 раза больше по сравнению с 2023-м и на 13% выше прогноза, сообщили «Известиям» в Минфине.
На сегодня это - одна из самых быстрорастущих статей поступлений в казну, сопоставимая по размеру с доходами от акцизов и с расходами на ЖКХ.
В то же время для желающих купить машину утильсбор - болезненная тема, так как он значительно увеличивает стоимость авто.При этом власти только продолжают наращивать ставку.
Как рассчитывается утильсбор
Утильсбор обогнал ожидаемые доходы от безвозмездных платежей (0,8 трлн руб.), вывозных таможенных пошлин (за исключением нефтегазовых, 0,7 трлн руб.), дивидендов (0,7 трлн руб.) и зачисляемого в федеральную казну НДФЛ — налога на богатых (0,3 трлн руб.).
«Доходы от утильсбора также сопоставимы с расходами бюджета на ЖКХ и охрану окружающей среды», — отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
По темпам прироста поступления от утильсбора обгоняют практически все прогнозируемые налоговые доходы федерального бюджета, за исключением платежей по НДФЛ.
Справочно
Утильсбор - своего рода одноразовый экологический налог, взимаемый с производителей авто в России, а также импортеров-юрлиц и физлиц, ввозящих из-за рубежа транспортные средства. Для его расчета нужно умножить базовую ставку на коэффициент. Эти показатели зависят от типа транспортного средства, его возраста и других характеристик.
Сейчас действуют такие базовые ставки налога:
- для легковых автомобилей - 20 тыс. рублей,
- для остальных типов транспорта - 150 тыс. рублей,
- для самоходных машин и прицепов - 172,5 тыс. рублей.
Коэффициенты отличаются в зависимости от нескольких параметров и каждый год повышаются. В основном они зависят от целей ввоза, возраста машины, объема двигателя. В этом году действуют коэффициенты от 9,01 до 180,24.
Таким образом, сумма коммерческого сбора за легковой автомобиль может составлять от 180,2 тыс. рублей до 3,6 млн рублей.очему выросли доходы от утильсбора.
Рост поступлений утильсбора в 2024 году по сравнению с 2023-м преимущественно связан с повышением ставок платежа, объяснили в Минфине.
Так, с апреля 2024-го при расчете утильсбора на транспортные средства, растаможенные не в РФ, используются три дополнительных коэффициента: таможенная пошлина, НДС и акциз - то есть к базовой ставке добавились еще три обязательных платежа.
При этом с октября прошлого года размер сбора увеличился сразу на 70–85% в зависимости от технических характеристик ввозимых в страну машин.
Еще одна причина увеличения доходов от утильсбора — рост объема импорта транспортных средств. По данным агентства «Автостат», в 2024 году в Россию ввезли свыше 1 млн новых иномарок — на 23% больше, чем в 2023-м.
«Импорт увеличился на фоне возросшего спроса на них как раз из-за ажиотажа в преддверии повышения утильсбора и ожидания повышения ставок автокредитования», - объяснил Владимир Чернов.
Увеличивается и производство внутри страны — в 2024-м суммарный объем выпуска транспортных средств вырос на 33% - до 1,1 млн единиц, подсчитали аналитики «Автостата». Спрос на наши машины растет, потому что многие иностранные бренды ушли, а на оставшиеся цены завышены.
«Рост поступлений от утильсбора также связан с закрытием в 2024 году обходных схем, применявшихся ранее и позволявших платить меньше при ввозе автомобилей», - добавил доцент Института права и национальной безопасности Президентской академии Павел Грибов.
Что будет с ценами на автомобили в 2025 году
Повышение утильсбора напрямую ведет к росту цен на автомобили. В 2024-м стоимость легковушек в среднем выросла на 38%, оценил доцент экономического факультета РУДН Андрей Гиринский.
В 2025-м утильсбор может увеличиться на 20%, ожидает Владимир Чернов. Он уточнил: в результате легковушки с объемом двигателя 1–2 л подорожают в среднем на 110–130 тыс. рублей.
С учетом повышения ставок по утильсбору и в 2025 году ожидается рост поступлений и в бюджет, отметили в Минфине. Согласно финансовому плану, доходы казны от этого налога прогнозируются в размере 2 трлн рублей.
С 2025 года перестают действовать многие льготы по уплате утильсбора - в частности, на гибридные автомобили и электрокары, а они достаточно популярны при импорте из Китая, подчеркнул Павел Грибов. Это также будет способствовать дальнейшему росту поступлений в казну.
«Впрочем, вряд ли следует ожидать двукратного роста. Продажи легковых импортных авто будут сокращаться на фоне эффекта высокой базы прошлого года, и повышение тарифов утильсбора на 20% сможет нивелировать это лишь частично», - полагает Владимир Чернов.
Ранее «Известия» приводили оценки экспертов и дилеров, прогнозирующих снижение продаж новых машин в этом году. По мнению большинства, показатели снизятся на 10–20% в связи с ростом инфляции, утильсбора и высокой ключевой ставкой.
Фото: yandex.maps.ru, rentride.ru
Свежие комментарии