Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) представил вниманию широкой общественности второй рейтинг креативных районов России по итогам 2024 года.
Основой для рейтингования, как и прежде, стала аналитическая база ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, позволяющая определить уровень и динамику развития креативного сектора в регионах.
Источниками информации служили данные Банка России, Росстата, Минкультуры РФ, Минцифры РФ, Роспатента, Федеральной налоговой службы, интернет-ресурсы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и центров кластерного развития, специализированные базы региональных нормативных правовых актов.
Креативность растет. Как и разрыв между регионами
Исследователи отмечают, что за год остались неизменность позиций регионов в топ-10 и сохранность в первой двадцатке рейтинга большинства субъектов из европейской части России и Уральского федерального округа.
Причем в группе лидеров пребывают регионы с самой различной экономической характеристикой: здесь есть территории и сугубо добывающей направленности (Ханты-Мансийский АО), и преобладанием обрабатывающих производств (Свердловская и Нижегородскаяя области, Татарстан, Пермский край), и доминированием финансово-банковского сектора и административного ресурса (Москва, Санкт-Петербург), и специализацией на легкую промышленность (Ивановская и Костромская области), и ориентацией на ИКТ-сектор и туризм (Калининградская область).
В целом, составители рейтинга отметили общую тенденцию повышения значимости креативного сектора: уже 60% регионов сформировали креативные кластеры, на 29 территориях среднемесячная зарплата кретативщиков превосходит среднюю по экономике, в 33 субъектах численность рабочего персонала креативных индустрий превышает 5% общего количества занятых в региональной экономике, а на четырех территориях (Москва, Санкт-Петербург, Ивановская и Костромская области) – 10%.
В то же время, судя по сводному рейтинговому индексу, намечается разрыв между регионами-лидерами и отстающими (в материалах ИСИЭЗ НИУ ВШЭ называемые догоняющими) – на данный момент он составляет 7,2 раза.
Это прямо цирк какой-то!
И вот тут самое время обратить взор на самих себя, потому что Астраханская область оказалась в эпицентре внимания составителей рейтинга. Правда, не со знаком плюс.
Дело в том, что в первом рейтинге, вышедшем в конце 2023 года, наш регион неожиданно среди субъектов юга страны оказался единственным в группе лидеров и занял почетное 17-е место (ПУНКТ-А об этом писал). И по многим основным показателям креативности мы смотрелись довольно успешно в соседстве других, более сильных экономически территорий
Новый же рейтинг отправил Астраханскую область в настоящий нокаут: за год мы скатились на 44 позиций вниз, и это был самое стремительное падение среди регионов:
В чем причина обескураживающей метаморфозы? Не могли же в нашем крае за год бросили и работать в креативном секторе, и поддерживать его.
Скорее всего, дело в самом рейтинге. По признанию его составителей, прежняя структура и методология расчета индекса креативных индустрий были сохранены, но разработали новую собирательную классификационную группировку видов экономической деятельности «Креативный сектор». Из-за этой группировки подкорректировались значения по целому ряду индикаторов.
Для Астраханской области, к сожалению, не в лучшую сторону. Теперь наш регион со сводном индексом 0,1582 балла занимает 61-е место, имея в своем профиле высокий ранг лишь в культурной среде (9-е место) и понижающие показатели по трем другим направлениям:
За год Астраханская область улучшила данные по 4 индикакторам и ухудшила по 7. Причем из улучшенных параметров стоит отметить лишь цифровизацию в регионе – по ней мы вышли на 34-е место (и, главным образом, за счет доли активных пользователей интернета). В остальных случаях это был, так сказать, «подъем со дна: организационное обеспечение – 39-57-е места, кадры креативных индустрий – 52-е место, продукция креативных индустрий – 75-е место.
Если приглядеться к отдельным индикаторам, то, выходит, есть только три виды работы, которые хоть как-то пытаются вывести Астраханскую область на место повыше:
охват населения концертными организациями – 3-е место в рейтинге регионов;
численность электронных СМИ, получающих федеральную поддержку – 6-е место;
охват населения цирками – 11-е место.
Кроме того, если год назад Астраханская область фигурировала в ряде специализированных рейтингов РРИКИ, теперь же только в одном - группы «Малые промышленные регионы» (занимаем в нем 14-е место).
Что дальше? Будем, очевидно, исправлять положение. Тем более, что недавно губернатор Игорь Бабушкин, объясняя появление у нас такой структуры как Региональный совет, сказал следующее: «Социально-экономическая ситуация в стране и регионе меняется. Обновленная стратегия позволит учитывать развитие новых отраслей, изменение демографической ситуации, актуальные национальные приоритеты и многие другие факторы. Отдельное внимание уделим вопросу внедрения сфер креативных индустрий в экономику Астраханской области. Результатом должно стать повышение узнаваемости местных брендов, создание новых рабочих мест и повышение туристической и инвестиционной привлекательности территории».
Только в рейтинге вновь за год чего-нибудь не подкорректировали бы…
Фото: astrobl.ru, сkds.mos.ru fasticon.se , ncmu.hse.ru
Свежие комментарии