На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пункт-А

38 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Зубрин
    Сильный ход накануне сходняка в Швейцарии ....Владимир Путин вы...
  • Eduard
    Тут тема идет,типа "Ваш номер мобильного перестает действовать и надо "продлять" Договор! " Так я их сразу послал.Они...В Астрахани мошен...
  • Eduard
    Вот каждый день про этр пишут,но каждый день находятся такие взрослые дураки,которые словно с Луны свалплись,ничего н...В Астрахани мошен...

В большой семье. Сказка-тренажер: чему научат Колобок и Мальчик-с-пальчик

Автор рубрики - Вероника Иошко

Поскольку у нас Год семьи и традиционных ценностей, мы сегодня поговорим о такой традиции, как русская сказка. И не только русская.

Народная сказка нынче выходит из моды, ее все чаще заменяют мультики на Ютубе. Это, конечно, освобождает время маме. А некоторые и вовсе считают, что сказки детям ни к чему: их нужно готовить к реальной жизни, а не забивать голову фантазиями.

«А вот я как мама двоих детей считаю иначе, - заявляет астраханский педагог-музыкант, автор проекта «Песни с молоком» Наталья Устина. - Во-первых, сказки несут не только развлекательную функцию, но и воспитательную, объясняя детям, что такое хорошо, а что такое плохо. А во-вторых, я и сама очень люблю сказки. Они погружают в волшебный мир, ты всегда надеешься и ждешь чуда, веришь, что добро победит зло. Для меня сказка ассоциируется с детством. А если мы отберем у детей сказку, мы отберем у них детство».

На курсе «Песни с молоком» молодых и будущих мам учат растить и воспитывать детей с помощью русского материнского фольклора: колыбельных, сказок, потешек. И в начале курса, говорит Наталья, некоторые слушательницы заявляют, что не готовы читать детям русские сказки, потому что они «злые». Что значит - Ивана напоили мертвой водой? Или пришел серый волк и утащил. Или «не пей, козленочком станешь». «Но, пройдя наш курс, они начинают понимать, что так работает сказочная прививка. Мы, взрослые, смотрим на сказку с высоты своего жизненного опыта, травм, переживаний, потерь. А ребенок ничего этого не знает. И может получить маленькими порциями, дозированно этот опыт через игровую форму, слушая сказки, сопереживая персонажам, - говорит Наталья Устина. - Так это работало из поколения в поколение. А сейчас эта мудрость, к сожалению, утерялась».


То, что сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок, сегодня получило научное подтверждение. Психологи все чаще используют в своей работе такой метод, как сказкотерапия. Не только с детьми, кстати, но и со взрослыми. Причем эффект для взрослых оказывается не менее, а порой и более впечатляющим. Ребенок естественно ощущает себя в сказочном метафорическом пространстве. Взрослый человек несет груз стереотипов, ограничений, которые, накапливаясь с годами, пронизывают его жизнь и зачастую диктуют поведенческие модели. При этом сознание защищается от каких-либо вторжений извне. Сказка же не вызывает отторжения – это ведь игра, понарошку – и спокойно проникает в подсознание, бродит на неведомых дорожках психики, творя волшебство.

Там герой встречается с другими персонажами, проходит различные испытания. «Это может быть предательство (царица в сказке о царе Салтане, царевна-лягушка), испытание дорогой, попутчиками (путь Ивана Царевича, когда он выручает царевну-лягушку), испытание на встречу с трусостью, агрессией, грубой силой (Колобок)», - рассказывает психолог-сказкотерапевт Юлия Горчакова.


Проживая вместе с героями разные грани жизненного пути, наше подсознание находит вопросы на ответы, которые светлый разум подчас найти не может. И это работает в самых разных ситуациях: в отношениях с семьей, детьми, сослуживцами, даже в бизнес-процессах.

Или, например, в противостоянии манипулированию. В сказке, как и в жизни, манипуляторы встречаются на каждом шагу. Герда уходит от всех задерживающих ее в пути встреч, а Колобок, напротив, попадается на манипулятивную уловку Лисы. Карлсон манипулирует Малышом («Ты должен стать мне родной матерью!»). Да что там – подобных сюжетов не счесть. Самое главное, что делает сказка – дает не рецепт борьбы с манипуляторами, а иммунитет, служит своеобразной психологической прививкой.

В общем, польза со всех сторон. «Сказки - это информационный сервер, позволяющий хранить и обновлять информацию обо всем на свете, - утверждает Юлия Горчакова. - Это «тренажёр» докапывания до сути событий, которые приходят в нашу жизнь. Человек, практикующий смысловой анализ сказок, начинает во много раз быстрее перерабатывать огромные объёмы информации, быстрее читать, становится более внимательным, собранным, приобретает ясность мысли».

Сказок сегодня великое множество. И те, что пришли из глубины веков, и современные, написанные писателями и теми же психологами. И яркие красочные книжки с сюжетами диснеевских мультфильмов. Все они хороши. И все-таки народная сказка – это нечто особенное. «Скажу как фольклорист: это в первую очередь вопрос национальной идентичности, - считает Наталья Устина. - Что будет с нашей традиционной культурой, если мы не будем передавать ее? Будем ли мы русским народом, будут ли наши дети русскими детьми, если они не будут знать свою культуру, свои сказки?»

Наталья признается, что и сама очень любит диснеевские экранизации, красивые иллюстрации в книжках. «Но разговор о традиционных сказках - это нечто другое. Это о шифрах, символах, о чем-то из глубины веков».

Кстати, еще Карл Юнг подметил архетипичность народной сказки, благодаря чему она универсальна для людей любых культур и времен.

 

«Песни с молоком» - авторский проект астраханки Натальи Устиной, получивший грант Росмолодежи. На курсах молодых и будущих мам учат, как воспитывать и гармонично детей с помощью материнского фольклора. Познакомиться с ним поближе можно на странице проекта в соцсетях.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх